Регистрация бренда в России
Первый вопрос, которым задается руководитель компании, стремящийся защитить свою продукцию от посягательств недобросовестных конкурентов или производителей контрафакта – как зарегистрировать бренд и получить законное право на обладание товарного знака.
Зачем нужен бренд
Прежде, чем заняться процедурой регистрации, нужно понимать, что такое бренд, следует знать, каким требованиям он должен соответствовать, да и есть ли вообще такая уж принципиальная необходимость в его регистрации. Эта необходимость чаще всего возникает тогда, когда производители выводят на рынок товар, способный принести значительную прибыль и представляющий интерес для конкурентов. Характерным примером такой продукции может служить бытовая техника и электроника, одежда, обувь и продукты питания. Необходимо принимать во внимание сложность процедуры регистрации, по причине которой большинство предпринимателей обращаются за помощью к специалистам. Только специализированные агентства способны справиться с большим объемом требований, предъявляемых к заявителю на право обладания торговой маркой, только специалисты способны справиться со всеми бюрократическим препонами и максимально ускорить процесс регистрации.
Требования к торговой марке, товарному знаку (бренду)
- Товарный знак должен иметь уникальные отличительные особенности. Разрабатывая собственную торговую марку, нужно стремиться к тому, чтобы она ничем не напоминала популярные и хорошо известные бренды;
- Товарный знак может представлять собой любое сочетание букв, цифр, надписей, эмблем и рисунков, неограниченное в цветах и размерах. При этом нужно учитывать, что регистрация бренда, который явно указывает на качество товара, его место производства и вид запрещена законом.
Оформление заявки на регистрацию
Основной и наиболее важный этап регистрации – правильное оформление заявки. Конечно, можно заняться этим вопросом самостоятельно и потратить на это уйму времени, а можно избавить себя от бесконечного хождения по инстанциям и возложить эту задачу на сотрудников агентства. Если вы решили оформить заявку самостоятельно, следует учитывать некоторые моменты:
- Основная часть заявки на регистрацию бренда – это его подробное описание. В нем должно быть указано количество элементов знака и смысл каждого из них, а также его вид. Если имеются надписи на латинице, их придется представить в транслитерации буквами русского алфавита. При наличии аббревиатуры она должна быть отображена в расшифрованном виде;
- Описание должно быть составлено на первом листе заявки, а на втором листе должен быть представлен список товаров или услуг, которые предоставляет ваша компания, их классификация и описание деятельности компании в соответствии с МКТиУ – Международной классификацией товаров и услуг;
- К заявке необходимо приложить заявление на регистрацию, написанное от руки в двух экземплярах, шесть экземпляров изображения бренда размером 80х80 мм и квитанцию об уплате налогового сбора.
Рассмотрение заявки на регистрацию бренда в Патентном ведомстве делится на несколько этапов:
- Проведение формальной экспертизы – проверка правильности составления заявки и наличия всех соответствующих приложений (заявления, рисунков и квитанции);
- Экспертиза заявленного бренда – окончательная проверка товарного знака на оригинальность и подтверждение его несхожести с товарными знаками, имеющимися в Международной патентной базе;
- Принятие положительного решения и регистрация бренда, либо отказ в предоставлении свидетельства.
Отправив заявку в Роспатент, нужно быть готовым к тому, что сотрудники патентного ведомства могут присылать различные запросы. По существу возникших у них вопросов вам необходимо будет отвечать в письменном виде не позднее, чем через два месяца после получения запроса. В противном случае заявка на регистрацию товарного знака аннулируется и придется все начинать сначала. Отечественное законодательство не устанавливает четкие сроки рассмотрения заявок, поэтому срок может варьироваться в пределах от 8 месяцев до полутора лет. По результатам рассмотрения заявки выносится решение, о чем заявитель получает письменное уведомление. В случае отсутствия претензий у Роспатента потребуется заплатить пошлину за выдачу свидетельства – в течение месяца вы получите его по почте. Зная, как зарегистрировать бренд в России, насколько это долго, сложно и утомительно, очень просто прийти к простому логичному выводу – регистрацию товарного знака лучше всего доверить специалистам, которые переложат на свои плечи ваши заботы, освободят вас от рутинной работы и позволят все свою энергию направить на ведение бизнеса. Тем более, что в нашей стране, как и в любой другой, всегда есть свои тонкости и секреты, знакомые только профессионалам.