Вопросы и ответы

О товарных знаках

Что такое товарный знак?

Товарный знак или знак обслуживания – это обозначение, зарегистрированное в установленном порядке, позволяющее отличать товары и услуги одних юридических лиц или индивидуальных предпринимателей от товаров и услуг других лиц. Товарный знак может состоять из слов, изображений или их комбинаций.

Что такое знак обслуживания?

Это товарный знак, который используется в отношении услуг, а не товаров. Он полностью равносилен понятию "товарный знак", и различие прослеживается лишь в направлении деятельности компании, использующей этот товарный знак, в данном случае предоставляющей какие-либо услуги.

Что такое классы товаров и услуг?

Товарный знак может быть зарегистрирован по 45 классам: 34 классам товаров и 11 классам услуг. В каждом классе собрана группа товаров или услуг, относящаяся к определенной сфере деятельности. Классификация товаров и услуг по классам является непростой задачей. Так, например, фотографирование упоминается в пяти различных классах, а услуга «фотографирование» только в 41-ом классе. Из-за сложности работы по классификации для подачи заявки на товарный знак всегда стоит пользоваться услугами профессионального патентного поверенного.

Чем опасен незарегистрированный товарный знак?

Если вы не зарегистрируете свой товарный знак, то конкуренты смогут:

- сами зарегистрировать ваш знак и запретить вам им пользоваться;
- выпускать товары или предоставлять услуги, используя ваш или сходный с вашим товарный знак, и получать прибыль благодаря вашему знаку или, что еще хуже, разрушать репутацию вашего бренда, выпуская некачественные товары.

Таким образом, незарегистрированный товарный знак является абсолютно незащищенным от использования другими компаниями.

Зачем регистрировать товарный знак?

Придумав новое название (обозначение) для своего бизнеса, товара или услуги, многие компании сразу начинают его использовать. Это неправильно!

Необходимо обязательно сделать две вещи: проверить, используется ли уже данное обозначение другими компаниями в отношении однородных товаров или услуг, и затем зарегистрировать данное обозначение в качестве товарного знака в патентном ведомстве РФ.

Иначе может сложиться ситуация, когда компания потратит на продвижение своего нового бренда значительные средства и время, а в результате окажется, что законный правообладатель товарного знака запретит ей использовать данное обозначение и потребует компенсацию за незаконное использование чужого товарного знака.

Возможна ситуация, когда компания может стать жертвой недобросовестной конкуренции, если другое физическое или юридическое лицо зарегистрирует используемое данной компанией обозначение в качестве товарного знака на свое имя. Затем данное лицо сможет предложить выкупить данный товарный знак за большие деньги или запретить использовать его. При этом владелец знака имеет право привлекать настоящего, но незарегистрированного, владельца товарного знака к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

Зарегистрированный товарный знак также увеличивает стоимость компании и упрощает делопроизводство в таких ситуациях как продажа, раздел или слияние бизнеса.

Самое главное, что в любом случае материальные расходы, связанные с восстановлением права собственности или исправлением ситуации, будут значительно большими, чем стоимость своевременной регистрации товарного знака в патентном ведомстве РФ.

Защитит ли регистрация доменного имени мои права на товарный знак?

Нет, регистрация доменного имени не предоставляет защиты ваших прав на товарный знак. Только регистрация товарного знака в патентном ведомстве предоставляет такую защиту.

Защитит ли регистрация компании с таким же наименованием мои права на товарный знак?

Нет, регистрация компании с таким же наименованием не предоставляет защиты ваших прав на товарный знак. Только регистрация товарного знака в патентном ведомстве предоставляет такую защиту.

Что можно зарегистрировать в качестве товарного знака?

В качестве товарного знака может быть зарегистрировано словесное, изобразительное, объемное и другое обозначение или их комбинация. Товарный знак должен позволять отличать товары и услуги, выпускаемые и предоставляемые с использованием данного товарного знака, от товаров и услуг других компаний и обладать различительной способностью. Товарный знак не может быть описательным или вводящим в заблуждение относительно заявленных товаров и услуг, противоречить общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Выдуманные слова обычно принимаются в качестве товарных знаков:
Aventiq, Qinetic, Viagra;

Известные имена также допускаются для регистрации в качестве товарных знаков, если они не были зарегистрированы ранее другими лицами:
Fortnum & Mason, Wayne’s Patisserie, Shakespeare shipping;

Также могут быть зарегистрированы обычные слова, используемые в необычной форме:
Snail Plumbing, Air Publishing, Salt CDs.

Что нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака?

В регистрации товарного знака будет отказано, если товарный знак описывает товары или услуги, в отношении которых испрашивается регистрация:
«Кожаные Сумки» в отношении сумок, «Японские Тарелки» в отношении посуды, и т.д.

Эксперты патентного ведомства также откажут в регистрации, если товарный знак составлен из описаний, характерных для данных товаров или услуг:
Самый Вкусный для шоколада, Яблочный для сока, и т.д.

Ваш товарный знак также не будет зарегистрирован, если содержит оскорбительные слова или изображения; каким-либо образом нарушает закон, например, содействует незаконной деятельности; вводит в заблуждение, например, пытается убедить общественность в том, что ваши товары или услуги обладают качеством, которого на самом деле не имеют.

Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия.

Не регистрируются обозначения, идентичные или сходные с ранее зарегистрированными чужими товарными знаками в отношении однородных товаров и услуг.

Можно ли обычное слово зарегистрировать в качестве товарного знака?

Да, можно при условии, что это слово:
- Позволяет отличать вашу компанию от других компаний;
- Не описывает товары или услуги, которые вы выпускаете или предоставляете;
- Не зарегистрировано другой компанией и не является сходным с ранее зарегистрированным товарным знаком в отношении однородных товаров или услуг;
- Не является оскорбительным;
- Не способствует незаконной деятельности;
- Не вводит в заблуждение потребителей.

Могут ли две разные компании зарегистрировать одинаковый товарный знак?

Да, можно, при условии что товарные знаки будут зарегистрированы для различных товаров или услуг. Например:
PILOT (канцтовары), PILOT (пищевые продукты) и PILOT (напитки)

Могу ли я использовать товарный знак, принадлежащий другой компании?

Если ваш род занятий совпадает с родом деятельности компании, которой принадлежит товарный знак, то, используя этот знак, вы можете стать субъектом судебного разбирательства или даже уголовного преследования. Имейте ввиду, что товарные знаки часто зарегистрированы не только в отношении тех товаров и услуг, которыми занимается владелец товарного знака, а также на другие товары и услуги. Поэтому использование вами данного товарного знака будет нарушением прав законного владельца товарного знака. Единственный способ быть уверенным, что вы не нарушаете чьи либо права, – это зарегистрировать ваш товарный знак в патентном ведомстве.

Что делать, если проверка показала, что, скорее всего, не получится осуществить регистрацию товарного знака?

Если мы проведем проверку, которая покажет, что знак не получится зарегистрировать, не расстраивайтесь! Вы сэкономили значительную сумму денег, потому что не подали заявку на нерегистрируемый знак.
Если же знак вам все-таки нравится и вы хотите использовать его в любом случае, то мы можем дать вам рекомендации, как увеличить шансы на регистрацию данного товарного знака. Мы имеем опыт работы с отказами патентного ведомства в регистрации товарного знака. Даже в таких ситуациях наши патентные поверенные часто получали положительное решение о регистрации после представления аргументов в пользу регистрации товарного знака. Каждое дело рассматривается отдельно, и мы даем индивидуальные консультации по конкретному случаю. Стоит принять во внимание, что работа по подаче аргументов в патентное ведомство связана с дополнительными расходами.

Регистрация товарных знаков

Как определить, что мой товарный знак может быть зарегистрирован?

До подачи заявки на регистрацию товарного знака рекомендуется провести проверку товарного знака и понять, существуют ли какие-либо явные препятствия для его регистрации. В противном случае может получиться, что вы потратите значительную сумму на оплату государственных пошлин и услуг патентного поверенного, а в результате вам будет отказано в регистрации товарного знака.
После проверки товарного знака патентный поверенный сможет оценить вероятность успешной регистрации товарного знака и дать рекомендации, как изменить товарный знак или откорректировать перечень товаров и услуг для успешного преодоления возможных препятствий в регистрации товарного знака.

Какова длительность процесса регистрации товарного знака?

Процесс регистрации товарного знака длится от 12 до 18 месяцев. Исключительное право на товарный знак действует с даты подачи заявки на регистрацию товарного знака.

Гарантирует ли регистрацию товарного знака положительный результат проверки данного товарного знака на возможность регистрации?

Мы не начнем процесс регистрации, если не будем считать, что нет явных причин для отказа в регистрации данного товарного знака.
К сожалению, ни у нас, ни у любой другой фирмы, занимающейся подачей заявок на регистрацию товарного знака, нет возможности на сто процентов гарантировать успех после того, как заявка попала к экспертам патентного ведомства. Несмотря на это, мы так уверены в своих сотрудниках и качестве проводимой проверки товарного знака, что в случае, если вам откажут в регистрации, мы гарантируем возврат оплаты стоимости наших услуг, которую вы произвели при оформлении заказа.
Данная гарантия подразумевает, что в случае отказа вы будете бороться за регистрацию вашего товарного знака путем подачи ответа на отказ патентного ведомства в регистрации товарного знака, и если наши аргументы не будут приняты, мы возместим вам стоимость наших услуг, оплаченных при оформлении заказа.

Как зарегистрировать товарный знак в других странах?

Мы поможем вам зарегистрировать товарный знак в любой стране мира. Напишите нам о ваших задачах, и мы поможем вам решить любые вопросы, касающиеся регистрации товарных знаков быстро, эффективно и дешевле, чем у наших конкурентов.

Что лучше регистрировать: логотип или словесный товарный знак?

Товарный знак защищается в том виде, в каком он зарегистрирован. Если вы используете логотип, то следует регистрировать именно его. Однако считается, что регистрация словесного товарного знака дает более широкую защиту, чем регистрация логотипа, когда защищается обозначение в целом с учетом не только словесной, но и изобразительной части знака. Если вы зарегистрировали логотип в качестве товарного знака, то другая компания теоретически может зарегистрировать такие же слова, но в другом графическом оформлении.

Когда же вы получаете регистрацию словесного товарного знака, то использование этих слов практически в любом оформлении запрещается. Поэтому обычно стоит регистрировать как логотип, так и словесный товарный знак, если это возможно.

Если вы хотите зарегистрировать и логотип, и словесный товарный знак, то в этом случае надо подавать две отдельные заявки.

Могу ли я зарегистрировать товарный знак, не начав какую-либо коммерческую деятельность в данном направлении?

Да, вы можете подать заявку на регистрацию товарного знака в любой момент. Однако, если ваш знак сходен с товарным знаком другой компании, то в регистрации вашего товарного знака может быть отказано. Чтобы этого избежать, целесообразно перед подачей заявки сделать проверку товарного знака.

Что произойдет, если эксперты патентного ведомства откажут мне в регистрации товарного знака?

Если эксперты отказывают в регистрации товарного знака (см. Что нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака?), то заявителю всегда дается возможность представить свои аргументы в пользу регистрации товарного знака. Если эксперты не примут представленные аргументы, выносится решение об отказе в регистрации товарного знака, которое может быть оспорено в Палате по патентным спорам патентного ведомства. Решение Палаты может быть оспорено в суде.
NB: Мы не начнем процесс регистрации, если не будем считать, что нет явных причин для отказа в регистрации данного товарного знака.

Изменения в регистрации и продление срока действия товарного знака

Могу ли я вносить изменения в регистрацию товарного знака?

Если наименование и адрес владельца товарного знака изменились, необходимо внести соответствующие изменения в отношении товарного знака в патентном ведомстве. Изменение товарного знака разрешены в очень ограниченном объеме: могут быть изменены отдельные элементы товарного знака, не меняющие его существа.

Могу ли я прервать процесс регистрации товарного знака или аннулировать товарный знак?

Вы можете прекратить процесс регистрации или аннулировать существующую регистрацию в любой момент.

Могу ли я продать принадлежащий мне товарный знак?

Как только товарный знак будет зарегистрирован на ваше имя, он становится вашей собственностью и может быть продан другому лицу. После продажи передача прав на товарный знак должна быть официально зарегистрирована в патентном ведомстве.

Сколько действует регистрация товарного знака?

Регистрация товарного знака действует на протяжении десяти лет с даты подачи заявки. После этого требуется продлить действие товарного знака на последующие десять лет. Воспользовавшись услугами нашей компании по регистрации товарного знака, вы автоматически становитесь нашим клиентом и будете вовремя извещены о необходимости продления вашего товарного знака.

Есть еще вопросы?

Пишите нам на:
or
Проверить
Проверьте товарный знак
БЕСПЛАТНО! 
Проверка производится по базе зарегистрированных в Российской Федерации товарных знаков. Данная проверка дает предварительное представление о возможности регистрации вашего товарного знака. Проверка включает анализ товарного знака на предмет соответствия требованиям законодательства и, если это требуется, рекомендации по изменению знака. Мы также предоставим подробную информацию по стоимости регистрации именно вашего товарного знака.